В соревнованиях спортсмен
использует знания, умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе
тренировки. Соревновательные условия существенно отличаются от привычных
условий тренировки. Эти отличия сводятся в основном к следующим положениям.
Соревнования играют значительную роль в жизни спортсмена; в соревнованиях
всегда есть соперники; соревнование может проходить в непривычных
климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться
нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, и даже товарищей по
команде.
Таким образом, целью
психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование
у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере
использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в
соревновании максимально возможного результата, противостоять многим
предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное
влияние и вызывающим рассогласование функций. Такое состояние называют
состоянием психической готовности к соревнованию.
Психологическая
подготовка — это неотъемлемая часть предсоревновательной подготовки спортсмена.
Ею, в первую очередь руководит тренер. Спортсмена нужно побудить действовать в
этом направлении. Первое, что следует сделать тренеру, это постараться сформировать
у спортсмена положительное отношение к психологической подготовке, к ее
необходимости. Спортсмен должен понять, что психологическая подготовка поможет
ему обрести перед стартом и в ходе соревнования то состояние, в котором он
сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого
результата.
Психическое, а это в первую очередь эмоциональное, состояние может измениться в короткий промежуток времени при подготовке к соревнованиям, непосредственно перед стартом и даже в ходе соревнования. Поэтому в число средств, психологической подготовки, которым надо обучить каждого спортсмена, включаются способы и приемы саморегуляции уровня эмоционального возбуждения. Обучение саморегуляции начинается с обучения самоконтролю.
Самоконтроль — начальная фаза саморегуляции. Управление собственными эмоциями — дело сложное, которому надо специально учиться, овладевать приемами саморегуляции. Эти приемы можно разделить на две группы. К первой относятся приемы, связанные с отвлечением внимания, мыслей от тех факторов, которые вызывают у спортсмена неблагоприятное эмоциональное состояние. Вторая группа объединяет приемы саморегуляции путем устранения (снижения) внешних проявлений эмоций.
Первая группа приемов саморегуляции: переключение внимания и отвлечение от мыслей об исходе соревнования. Часто причиной возникновения состояния эмоционального перевозбуждения являются мысли спортсмена о возможном успешном или неудачном завершении предстоящего соревнования и его последствиях для него лично и для команды, о силе предполагаемых соперников, об имеющихся пробелах в его физической и технической подготовленности.
Для улучшения
эмоционального состояния и экономии нервно-психической энергии спортсмен должен
научиться сознательно, переключать свое внимание, свои мысли на другие объекты,
не связанные с соревнованием. По мере приближения момента старта такое
переключение становится все более трудным: спортсмен уже не может думать о
чем-то другом. Если спортсмен переключит свое внимание, свою умственную
активность на продумывание конкретных технических и тактических средств решения
соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мысли о соревновании
вообще, о возможной неудаче или большом успехе, т. е. от того, что вызывает
эмоциональное напряжение.
Вторая группа приемов
саморегуляции: произвольное расслабление мышц снижает мышечный тонус,
повышенный вследствие эмоционального напряжения. Спортсмен должен заранее
научиться расслаблять мышцы рук, ног, туловища, лица, используя для этого
специальные упражнения.
Управление дыханием
заключается в том, что спортсмен заставляет себя дышать в привычном или чуть замедленном
ритме, акцентируя выдох.
Управление поведением,
т. е. сдерживание эффективных вспышек, реакций на воздействия извне, умение
управлять быстротой, амплитудой и плавностью движений, ритмом, громкостью и
выразительностью речи.
Использование специальной
разминки не только для подготовки организма и опорно-двигательного аппарата к
соревновательной деятельности, но и для регуляции эмоционального состояния. При
чрезмерном эмоциональном возбуждении в разминку нужно включать упражнения для
расслабления мышц, на гибкость, упражнения, выполняющиеся плавно, медленно, с
большой амплитудой движения. При недостаточном возбуждении или подавленности в
разминку следует включать упражнения, выполняющиеся быстро, требующие сложной
координации движений (в частности, имитационные упражнения, ускорения, рывки,
упражнения, выполняемые с партнером).
Кроме помощи в овладении
приемами саморегуляции тренер может помочь спортсмену правильно поставить
соревновательную цель. С психологических позиций правильно поставленная цель
должна отвечать двум требованиям: быть желанной и быть достоверной, т. е.
спортсмен должен очень хотеть достичь запланированного результата и верить в
возможность его достижения.
В качестве таких
воздействий могут быть использованы педагогические тесты, прикидки, контрольные
выполнения программ, с помощью которых проверяется динамика роста
подготовленности спортсмена к соревнованию. Для оптимизации психического
состояния эти проверки организуются так, чтобы убедить спортсмена в
правильности хода подготовки, в том, что необходимый уровень готовности будет,
достигнут к моменту старта.